Отправьте СМС на номер 7522 со словом Шери с указанием суммы. Например: Шери 300

Екатерина Заволокина о работе волонтеров (ИД "Первое сентября")

Екатерина Заволокина - волонтер фонда «Шередарь», студентка факультета клинической психологии Курского государственного медицинского университета.

 

Катя Заволокина: Есть набор занятий, заимствованный из такого же лагеря: катание на лошадях, стрельба из лука. Главное во всем – соблюдение безопасности. В любом случае это не система дополнительного образования, здесь совмещаются отдых и веселье. На мастерской журналистики учат в веселом аспекте, как брать интервью. Ребята по очереди брали интервью у Терри, а потом сделали журнал. На мастерской «Очумелые ручки» (Arts and crafts) варили мыло, украшали свечки, делали браслеты. В конце каждый ребенок взял по бусинке, все вместе сделали два браслета – один для Терри, один для Михаила Афанасьевича (Михаил Бондарев, учредитель благотворительного фонда "Шередарь").

Михаил Гардер: Должен ли ребенок чему-то научиться, преодолеть ту или иную неспособность?

К.З.: Не должен – мы должны мягко подтолкнуть его к тому, чтобы он научился чему-то новому, но только тому, что ему интересно.

М.Г.: Есть ли свободный выбор занятий?

К.З.: Составляя расписание, мы предусмотрели несколько незаполненных фрагментов и раздали детям простые анкеты, где они выбирают, на какие занятия они хотели бы завтра пойти. В основном это лошади и луки. По вечерам мы устраиваем развлекательные программы, дискотеки с конкурсами – ведь у многих детей не получается танцевать. Было и интеллектуальное казино. Однажды вечером, например, мы устроили такой квест: пошли далеко-далеко в маленький домик и готовили там кашу в традиционной русской обстановке.

М.Г.: Есть ли соревновательность между ребятами, группами ребят?

К.З.: Одно из главных правил – среда должна быть полностью несоревновательной, ведь нет одного уровня успеха, и мы здесь для того, чтобы каждый ребенок, испытывающий проблемы с уверенностью в себе, с самооценкой, мог почувствовать успешность именно на своем уровне. Есть принцип четырех уровней успеха. Например, мы проводим катание на лошадях, а ребенок не умеет или боится чего-то. Сначала ему нужно постоять рядом с лошадью. Постоял – это уже успех. Затем погладить и покормить. Сделал и это - тогда переходим к катанию.

М.Г.: А как работать с ребенком? Его уговаривают, «цепляют» чем-то интересным?

К.З.: Для каждого здесь свои рецепты. Но есть такой принцип «трех колец»: 1 – зона комфорта, 2 – зона напряжения, 3 – зона паники. Чтобы ребенок здесь чему-то научился, его нужно постоянно стараться держать в зоне напряжения. То есть наша задача не уговорить его, а сделать так, чтобы он попал в зону напряжения и преодолел себя, в каком-то смысле.

М.Г.: Ты давно работаешь с «Шередарем»?

К.З.: Я приехала на первую смену, потом захотела съездить на вторую и после нее поняла, что «Шередарь» – это мое. Здесь не просто хочется помогать детям – здесь другая атмосфера и совсем другие люди. И это прекрасно, потому что когда ты в растерянности и не знаешь, куда бежать, тебе всегда кто-то поможет, хотя сам человек в такой же ситуации.

М.Г.: Нужно ли быть особым человеком, чтобы стать волонтером? Каковы критерии отбора волонтеров?

К.З.: Есть специальная анкета, которую заполняет волонтер, чтобы попасть в «Шередарь». В этот раз в анкете был обязательный пункт – рекомендация от двух человек с телефоном, по которому о человеке можно узнать. На тот момент, когда люди уже приезжают, многое о них становится понятно. Летом заявки подавало 60-70 человек, из них отсеялось около 20-25, а приехали в итоге 34. Поскольку сейчас есть идея о распространении «Шередаря» по всей России, старались не брать людей, бывших два раза на программах, на третью смену. В рекомендациях, в основном, упоминаются такие качества, как открытость, искренность, общительность. Опыта может и не быть, к нам приезжают и менеджеры, и бухгалтеры, и представители других профессий, не обязательно психологи или педагоги.

 

К списку