"Шередарь" - счастью быть
Андрею поставили страшный диагноз в июле 2008 года. Ему было всего шесть лет. Для родителей это был не просто шок: казалось, что все происходящее вокруг сон. Андрей готовился к школе, ходил в подготовительный класс... И вдруг страшные слова врачей переворачивают мир.
Лечиться из Брянской области мальчика отправили в Москву. Химиотерапия, процедуры... настоящее испытание для ребенка и его родителей. Но они справились: злокачественная опухоль была успешно удалена, и 31 декабря Андрея и его маму Ольгу выписали из больницы. "Это был лучший подарок на Новый год, — вспоминает Ольга, — зеленые, но счастливые мы ехали домой встречать 2009-ый. Страшно вспомнить, какой ребенок был хрупкий, тоненький... ему в отделении на праздник даже подарили костюм человека-паука: говорили, он такой же худенький, как паук".
Андрей пошел в школу на год позже и продолжал обследоваться в РДКБ. Мальчик оставался оторван от обычной жизни и ровесников — больница, надомное обучение... Он рос замкнутым, и в школе возникали проблемы: некоторые учителя не понимали, почему Андрей пропускает занятия, другие ребята не могли осознать всю тяжесть болезни одноклассника и то, что он не может играть в некоторые игры, родители не знали, как это объяснить своим детям.
В 2012 году наступила критическая ситуация: последствия после перенесенной операции грозили потерей руки: у мальчика был эндопротез, который начал разрушать кость. Вопрос стоял остро — сохранить руку или нет. Но в Москве заявили, что не могут помочь Андрею — Пенченковым нужно было искать средства для консультации в Германии. Семье помог фонд "Жизнь". За границей заявили, что сроки, когда надо было оперироваться, давно прошли, но еще маленький шанс спасти руку остается — если сделать операцию срочно. Средств на дорогостоящую процедуру в Германии у семьи не было. Тогда к сбору средств подключились просто знакомые: "Мы живем в небольшом поселке, где почти все друг друга знают, — рассказывает Ольга. — Помогали все, даже пенсионеры приносили деньги. И фонд, конечно, очень поддержал, и в итоге нас прооперировали в Германии".
Андрею сделали пересадку кости и спасли руку. Но из-за того, что помощь была оказана поздно, вновь возникли осложнения: мальчику пришлось сделать еще три операции, последнюю — в марте этого года. В пятом классе Андрей перешел в другую школу, где отношения с преподавательским составом складывались легче, но мальчику все равно часто приходилось пропускать занятия. Ощущение оторванности от ровесников оставалось. Со временем стали появляться трудности переходного возраста, которые накладывались на переживания о проблемах со здоровьем и давали в итоге опасную смесь, которая часто ведет к депрессии и полной потерянности в жизни.
О "Шередаре" Пенченковы также узнали от фонда "Жизнь": те поделились информацией и предложили подать заявку на первую реабилитационную смену для подростков. "Мы изучали сайт, читали о "Шередаре"... — вспоминает Ольга. -— Андрей с осторожностью вначале отнесся к идее, как и ко всему в принципе, но в итоге согласился поехать". По словам мамы, всегда было видно, что Андрей очень общительный, открытый по характеру. Но его сковывала неуверенность в себе, стеснительность. Ольга верила, что в "Шередаре" сын сможет поверить в себя и понять, что он не одинок, что счастливо жить после болезни можно и нужно.
Ожидания семьи Пенченковых оправдали себя. Уже в Москве, в ожидании трансфера до "Шередаря" Андрей начал играть и общаться с другими ребятами как со старыми знакомыми. А по приезде в лагерь их дружба окрепла, и волонтеры окружили всех подростков заботой и интересными занятиями, на которых они и думать забыли о пережитых трудностях. Для Андрея теперь не было тяготящего прошлого, было только счастливое здесь и сейчас и светлое будущее впереди, в которое он совсем не боялся смотреть.
Программа была так насыщена событиями, что времени думать ни о чем плохом не было. Да и новые друзья не позволяли унывать. Больше всего Андрею понравился сплав на байдарках: отличная возможность преодолеть свои страхи и попробовать что-то новое.
Каждый день на смене заканчивался приятной усталостью, уезжать мальчику совсем не хотелось: "Говорит, что еще остался бы денька на три! - смеется Ольга, — и что в будущем с радостью бы еще съездил".
Весь первый день по приезде домой Андрей рассказывал обо всех приключениях на смене, показывал поделки и фотографии, делился впечатлениями... По словам Ольги, сына было не узнать: веселый, смелый, уверенный, самостоятельный и очень повзрослевший. Больше всего маму поразила фотография, на которой Андрей пел на сцене: "В последний раз я его таким видела лет в пять-шесть, он такие же концерты дома устраивал. Увидеть нечто подобное сейчас мы совсем не ожидали".
В последний день Андрей совсем не хотел расставаться с ребятами и волонтерами и сейчас продолжает созваниваться со многими. Он научился общаться, полностью раскрылся. Помогло этому, по ощущениям семьи мальчика, то, что в лагере все были равны: Андрей не чувствовал разницу в возрасте с ребятами из старших активити-групп и волонтерами, ему было легко со всеми.
"Я всегда пыталась донести до Андрея, что он не должен зацикливаться на пережитой болезни и ее последствиях, должен идти дальше, — говорит Ольга. — Но родители — это одно, а примеры и слова других людей (и ребят, которые справились со всеми трудностями, и волонтеров — старших товарищей, поддерживающих во всем) — это другое. Теперь я вижу, что Андрей действительно понял это. Я замечаю, что сын просто другой, а главное — он счастлив. А от этого счастливы и мы. Просто слышать смех своего ребенка, пережившего тяжелую болезнь, — это и есть главное счастье".
История Андрея вдохновляет нас и мотивирует работать еще усиленнее и еще больше заботиться о каждом ребенке, приезжающим в "Шередарь". Присоединяйтесь к нам! Помогая "Шередарю" сегодня, вы вносите свой вклад в развитие наших реабилитационных программ и счастье детей!