«ШереШередарь»: как продвигается строительство нового центра
«ШереШередарь» — второй реабилитационный центр фонда. Его ключевые особенности: лагерь будет работать круглый год и принимать детей с разными заболеваниями, не только с онкологией. 24 апреля мы заложили камень в основание будущего центра и начали реализовывать проект. Директор фонда Ксения Давидсон — о том, на каком сейчас этапе строительство, почему фонд выбрал такой сложный ландшафт и какая помощь нужна.
Что сейчас происходит на стройке?
30 июня мы закончили инженерно-геодезические изыскания. Если говорить простым языком, то это анализ состояния почвы. Этот этап занял довольно много времени, но именно благодаря изысканиям мы произвели оценку всех факторов, которые в дальнейшем будут влиять на жизнь центра. Например, теперь мы знаем, как в течение 50 лет будет вести себя почва после ежегодного разлива рек. Так что изыскания — ключевой момент строительства, а за ним идет проектирование.
Сейчас специалисты создают финальный проект строительства будущего центра, учитывая результаты изысканий. Ландшафт непростой, но права на ошибку у нас нет: мы должны уложиться в сроки, построить безопасный центр, которому десятки лет будут нипочем любые природные изменения, и грамотно распорядиться пожертвованиями благотворителей. Полная стоимость проектирования — семь миллионов двести тысяч рублей. Поэтому мы уделяем такое большое внимание предварительным работам и все делаем постепенно.
Почему фонд выбрал именно это место для будущего лагеря?
Этот вопрос волнует многих. Некоторые говорят: «Зачем строить центр на такой сложной местности. Можно было выбрать что-то попроще!» Ответ очевиден: в первую очередь мы опирались на то, как будет лучше ребятам, которые приедут в реабилитационный лагерь. Исходя из этого выбранное место — идеальный вариант.
«ШереШередарь» будет расположен недалеко от первого лагеря. С одной стороны его будет закрывать узкий перешеек соснового бора, а с другой — две реки, Киржач и Шередарь. Таким образом, ребята будут находиться на природе, рядом с водой. Новый центр будет меньше по размеру, чем первый: в нем поместится 60 детей и столько же человек волонтеров и сотрудников фонда. Мы создадим для участников камерный лагерь, где ребятам будет спокойно и безопасно.
Безопасность — еще один важный критерий. Лагерь находится в экологически чистом районе, далеко от промышленных предприятий. При этом здесь есть вся необходимая инфраструктура. В «Шередарь» приезжают ребята после очень тяжелых заболеваний, некоторым необходимы специальные условия, чтобы благополучно доехать до центра. «ШереШередарь» расположен в нескольких километрах от трассы М7, к нам легко добраться из Покрова или Орехово-Зуева.
Лагерь будет построен на заливных лугах. Это безопасно?
Абсолютно! Конечно, это добавляет сложности проектировщикам, но, если все сделать грамотно, мы построим чудесный лагерь в уникальной местности без каких-либо рисков. Давайте вспомним историю: строить на подобной территории начал еще Петр I. Его сложный ландшафт не испугал даже в то время, а Петербург до сих пор стоит.
Какой следующий этап строительства?
Сейчас мы заканчиваем проектирование и решаем организационные вопросы совместно с администрацией Петушинского района Владимирской области. В процессе перевод назначения земли: из сельскохозяйственных в рекреационные. Здесь мы стали первопроходцами, такого прецедента в нашем районе еще не было. Ничего, трудностей мы не боимся. Надеемся, что уже к концу года мы сможем завершить и эту задачу.
Что будет на территории «ШереШередаря»?
Комплекс будет включать общественную часть с кафе, театром, медпунктом и большим холлом, игровую зону и жилые корпуса — три для участников и один для волонтеров.
Самое любопытное — это игровая зона. Мы стремимся создать для ребят отдельный волшебный мир, где они смогут восстанавливаться после болезни с помощью различных активностей, творческих мастерских и, конечно, общения.
В «ШереШередаре» будет байдарочный причал для сплавов по реке, велотропа, левада для выгула лошадей, зона для стрельбы из лука, веревочный парк, полоса препятствий со стеной для скалолазания, волейбольная, тренажерная и детская площадки. Так что каждый попробует что-то новое и найдет занятие по душе. Главная задача— все успеть. Но у ребят в лагере появляется столько сил и энергии, что, готова поручиться, для них это несложно.
Когда планируется завершить строительство?
Мы рассчитываем, что уже через 3-4 года после начала активного строительства в «ШереШередарь» на реабилитацию приедут первые участники: ребята после травм, с генетическими, аутоиммунными, эндокринными и другими тяжелыми заболеваниями, в том числе с ВИЧ. Кроме того, лагерь будет принимать детей с посттравматическим стрессовым расстройством, которые пострадали во время военных действий.
Расширение спектра заболеваний, с которыми мы приглашаем детей — важный шаг для нашего фонда. Мы разработали систему социально-психологической реабилитации, которая действительно работает, и уже 10 лет поддерживаем ребят, перенесших онкологию. Но мы знаем, что есть еще десятки тысяч детей, которые столкнулись с тяжелыми болезнями и которым нужен «Шередарь». Мы хотим, чтобы возможность пройти реабилитацию была у каждого.
Конечно, сроки строительства зависят от того, насколько общество будет готово нам помочь. Мы уже реализовали один масштабный проект — построили «Шередарь». Тогда люди нас поддержали: жертвовали деньги, собирали подписи, боролись за будущий центр. Надеемся, что общими усилиями нам удастся повторить наш успех, и через три года по дорожкам «ШереШередаря» будут бегать ребята, приехавшие на реабилитацию.
Будущий центр будет стоить около 700 миллионов рублей. Как фонд будет финансировать проект?
Да, построить современный реабилитационный центр — это дорого, и я уже коротко рассказала почему. При этом мы строим с минимальными затратами: не экономя на материалах, но минимизируя издержки. Например, мы не привлекаем к проекту крупного подрядчика, а, сотрудничая с надежными проектировщиками и имея в штате руководителя по строительству, самостоятельно занимаемся всем менеджментом. Также мы очень внимательно выбираем поставщиков, проводя внутренние тендеры, и работаем с компаниями на благотворительной основе.
Сейчас мы занимаемся тем, что обращаемся в разные организации за участием, просим поддержки у благотворителей. Доски, кирпичи, небольшой перевод, спонсорство — нам важна любая помощь общества. В одиночку нам центр не построить!